Вы находитесь на архивной версии сайта.
Перейти на актуальную версию
Новости
11.02.2010

Наука – путь к модернизации

Традиционно встречи в научных кругах, посвященные празднованию Дня науки, подразумевают подведение итогов, вручение наград, обмен опытом и информацией о достигнутых результатах. Но сегодня - время стремительных перемен, эпоха модернизации, когда всем без исключения отраслям народного хозяйства, и, прежде всего, локомотиву российской экономики – железнодорожному транспорту - нужны актуальные перспективные проекты и инновационные разработки. Именно поэтому в Ростовском государственном университете путей сообщения в лабораториях, на кафедрах и факультетах прошли круглые столы «Наука в образовании», на которых ученые университета представили инновационные проекты научно-исследовательского сотрудничества с ОАО «Российские железные дороги».

Целый ряд научных разработок РГУПС выполняются по полному нновационному циклу: «идея – разработка – изготовление – внедрение – сопровождение в эксплуатации». Благодаря высоким технико-экономическим показателям эти разработки стали конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом.

Учёные РГУПС находятся на передовых позициях по многим направлениям науки, в частности, осуществляют разработки в интересах железнодорожной отрасли новых наномодифицированных материалов, внедряют современные методы и программно-аппаратные комплексы георадиолокационной диагностики земляного полотна и объектов инфраструктуры, системы управления движения поездов, а также активно занимаются ресурсосберегающими технологиями и устройствами.

В настоящее время команда ученых под руководством ректора академика РАН Владимира Колесникова работает над одной из важнейших проблем – проблемой «колесо – рельс – колодка». «Эти исследования с использованием аналитических и тончайших экспериментальных методов показали, что одной из причин повышенного колеса является обмен химическими элементами при взаимодействии материала колодки с металлом рабочей поверхности колеса, и последующего проникновения элементов колодки в колесо. Именно этот факт приводит к ослаблению материала колеса в поверхностных слоях на микроуровне. Другой причиной, усиливающей износ, являются сегрегационные процессы примесных и легирующих элементов, которые под действием тепловых и механических напряжений диффундируют в поверхностные слои и понижают прочность связи на границах зерен до критического значения. Таким образом, вредный эффект совместного действия собственных примесных элементов как колеса, так и поступивших элементов колодки ослабляют связи на границах зерен до критического значения. Не знаю, насколько доступно мне удалось представить область наших разработок, но хочу отметить, что фундаментальные исследования этой проблемы, говоря на языке медицины, позволят не только поставить диагноз, установить причины, но и подобрать лекарства, комплекс технических и организационных мер, которые позволят «лечить», восстанавливать сталь колеса на микрохимическом уровне, и сейчас мы осуществляем работу над созданием такого лекарства» - рассказывает Владимир Колесников.

В этом году коллектив РГУПС не только сохранит и будет развивать достигнутое, но и освоит новые горизонты. Университет работает над новыми формами организации инновационной деятельности – созданием на базе РГУПС технологического парка (технопарка), научно-образовательного центра по инновационному развитию транспорта на базе РГУПС, а также малых инновационных предприятий, деятельность которых была бы направлена на создание и коммерческую реализацию наших научно-технических разработок. В ближайшее время начнется строительство учебно-научного корпуса, где разместится технопарк. В 2010 начнет работу испытательный Центр по сертификации средств железнодорожной автоматики и телемеханики.

Не сомневаюсь, коллектив университета сможет найти своё место в деле реализации масштабных задач инновационного развития страны и модернизации транспортной отрасли.

О.Молчанова
г. Ростов-на-Дону






Вы не авторизованы и не можете оставлять комментарии! Пожалуйста, авторизуйтесь!